Стрит арт в мире

Город стрит-арта

Любой город – будь то Монтевидео, престижный курорт Пунта-дель-Эсте или небольшое поселение в провинции – это пространство для творчества, поиска способов самореализации и изменения самой городской среды, ее обитателей. Городское уличное искусство, стрит-арт или, как это именуется в Уругвае, murales – зеркало тех процессов, которые происходят в обществе, волнуют жителей, того, о чем хочется сказать и что хочется визуализировать крупным планом.
Сан-Грегорио-де-Поланко – уникальное явление, когда почти весь город стал музеем современного искусства под открытым небом. Дома обычных городских жителей, стены магазинов, гостиницы, школы, бетонные заборы, водокачки и даже покрытие дороги – всё это стрит-арт.
Город Сан-Грегорио-де-Поланко находится в департаменте Такуарембо почти в 370 км на север от Монтевидео, на берегу искусственного озера площадью 1240 км, возникшего из реки Рио-Негро как следствие строительства крупнейшей гидроэлектростанции – Ринкон-дель-Бонете.

В начале 90-х годов прошлого столетия облик обычного прибрежного городка стал преобразовываться. В 1993 году независимая инициативная группа выступила с идеей украсить улицы города работами художников в рамках предстоящей «недели туризма» (так называется нерабочая неделя в преддверии Пасхи).
С 1996 года группа уругвайцев вышла на международный уровень, к ним постепенно стали присоединяться единомышленники как из других стран Латинской Америки, так и с других континентов – датские и северно-американские художники. В 2009 году изменилось и название музея – расширилась география проекта, включив в себя весь регион Ибероамериканской культуры.

Вот уже на протяжении 30-ти лет каждый год город украшают новые работы – как известных уругвайских художников, таких как Густаво Аламона, Томаса Блезио, Клевера Лары, так и молодых малоизвестных авторов. Заявку на участие может подать каждый желающий – как художник, так и владелец дома, на стене которого, как на холсте, предполагается разместить некое изображение.
О чем же рисуют? Темами для городского творчества становятся люди, связанные с историей региона, а также всемирно известные личности, международные события, юбилеи, памятные даты. Осмысляется и интерпретируется то, что волнует и на тему чего хочется высказаться автору. Работы могут быть как реалистическими, так и абстрактными; как легкими для понимая, так и сложными в композиции, требующими знания контекста или пояснений; расписанными красками или рельефными, созданными с использованием других материалов (бетона, плитки, стекла).
Так, на стенах Сан-Грегорио-де-Поланко можно увидеть «маэстро танго» Карлоса Гарделя, уругвайскую писательницу Хуану Ибарбору, мексиканскую художницу Фриду Кало, музыкальную группу Битлз. Есть также и картины-творческое осмысление взаимоотношений Уругвая с Аргентиной и регионом Рио де ла Плата, интерпретации искусства Греции, Рима, культуры майя, взаимодействия Нового и Старого света.
Сейчас музей широко известен, внесен с перечень национального культурного наследия, в город регулярно приезжают туристы познакомиться с уличным творчеством и его уникальным форматом. Перед нами яркий пример того, как органично может сочетаться творческая инициатива жителей и действия властных структур города, общественных организаций, приводя к позитивным изменениям городского пространства, экономической и культурной жизни.

Статья подготовлена этнографом, к.и.н. Строгановой Е.А.,
Творческая группа «World Trend Project»